Natalija Michule (la_allura) wrote,
Natalija Michule
la_allura

Большая Байкальская тропа

О том, что я хочу на Байкал, я поняла еще в 2016-ом году. Как-то издалека пришло это желание, что-то щемило сердце и магнитом туда тянуло. Вообще, Сибирь меня притягивает очень сильно. Но, имея двоих детей, одному из которых всего полтора года, конечно, тогда это показалось сумасшествием. Поэтому я закрыла эту тему на два года. И вот, этой весной, в моей голове вдруг снова возникла идея-фикс. Ведь дети уже подросли, это еще больше вселило надежду. В общем, после долгих обсуждений, отказов от мечты, смирения, борьбы разума с сердцем, мечта взяла верх. Последние годы я стараюсь по возможности жить так, словно сегодняшний день - последний, поэтому откладывание на будущие года и лучшие времена - это не про меня.:)

Дорога Рига-Москва-Иркутск заняла всего десять часов. Из Риги мы вылетели в час дня, в Иркутск мы прилетели в 4 часа утра по местному времени (по рижскому и московскому времени в 11 часов вечера). До поселка Листвянка добрались на такси и около 6-ти часов утра легли спать на пару часов в отеле "Маяк". Вставать в 3 часа ночи как в 8 утра было очень тяжело. За окном светло, мозг понимает, что уже утро. Но как же тяжело, как будто ночь... Хотя, как маме двоих детей, мне привычно иногда бодрствовать ночью, поэтому я быстро оправилась и следующие двеннадцать часов чувствовала себя совершенно бодро.

Большая Байкальская тропа тянется вдоль Байкала, иногда идет по лесу, но в основном - по краю скал и утесов. Это достаточно сложная и местами очень опасная тропа, с детьми туда идти не стоит. Хотя, мы встретили по пути местных жителей с ребенком, значит, с детьми ходят. Есть два варианта, как идти, у нас получился самый сложный, самый захватывающий, но и опасный вариант (прошу вас, без специальной горной обуви и если у вас есть страх высоты, не идите туда!). Сначала тропа идет через горы, очень крутой подъем, потом она делится на два варианта - либо идти через лес, что проще, но без красивых видов Байкала, либо идти по резкому спуску прямо к Байкалу. Тропа находится на территории национального парка, посещение которого возможно только по разрешению. Разрешение можно получить в Листвянке по адресу ул.Горького 2, время работы с 9:00 (за один день на двоих нам это обошлось в 200 рублей). Если бы не этот момент, то мы могли бы начать свой путь в 8 утра. Но, получив разрешение, мы начали свой путь только в 9:30. Я потом узнала, что разрешение, оказывается, можно получить также и электронно заранее. Если поедете, узнайте этот важный момент.;)

Итак, получив простую карту тропы там же, на ул.Горького 2, мы начали свой путь...
Вообще, все совершенно понятно и с маршрута сбиться невозможно. Нужно выйти на ул.Гудина, которая находится вблизи нашего отеля ("Маяк"), и в конце этой улицы начинается тропа.

Вид обратно, на Байкал с ул.Гудина:

Улица Гудина, вид в направлении Большой Байкальской тропы:

И вот, повстречав автобус сбившихся с пути китайцев, поздоровавшись с двумя проходившими мимо коровами, мы добрались до начала Большой Байкальской тропы...
Большая Байкальская тропа тянется около 24 км от поселка Листвянка в поселок Большие Коты, в основном вдоль озера Байкал. Мы - не привыкшие к столь долгой ходьбе, поэтому рассуждали так. Пройдем по лесу до Байкала, и, если будет слишком сложно, опасно на скалах или если не будем успевать на теплоход в поселок Большие Коты, то повернем обратно в Листвянку. Но, сразу скажу, что подъем в гору и спуск к Байкалу были настолько круты и сложны, что идти по ним еще раз назад нам очень не хотелось. Поэтому мы уже по ходу решили идти только вперед.:) На краний случай в поселке Большие Коты можно снять катер и добраться до Листвянки индивидуально, хоть это и дороже.

Бабочки... Там их очень много. Большие, маленькие, яркие, совершенно разные. И они парят, подлетают очень близко.

Как я и говорила, первую часть пути мы шли через лес. Сначала это была очень приятная прогулка по сибирской тайге, под щебетание птиц, в окружении берез, сосен, лиственницы, кедра, различных красивых растений.

Большая лесная перламутровка.

Добравшись до начала тропы мы вдруг поняли, что взяли с собой очень мало воды, у нас была только половина поллитровой бутылки воды. Обратно несколько км за водой очень не хотелось идти. И как же мы обрадовались, увидев ручейки с кристально-чистой водой... Ручейков было вполне достаточно, чтобы на протяжении всего пути утолить жажду. Наполняясь снова и снова, наша поллитровая бутылка не опустошалась. Первой, похоже, была речушка Черемшанка. Каждый ручей обозначен на карте, которая предоставлена выше, в начале моего рассказа. Из еды у нас были с собой батончики-мюсли, орехи, семечки, яблоки, чего вполне хватило.

Потом, все еще в том же лесу, начался путь в гору. Это было очень утомительно. Для неподготовленных людей сложно, но радует то, что он длится не долго, минут двадцать нужно идти по крутому подъему. На этой фотографии не понятно сразу, она кажется плоской. На самом деле здесь изображен крутой подъем.:)

Наконец, мы добрались до вершины. И здесь уже предстояло выбрать: идти по лесу налево или направо - по крутому спуску прямо к Байкалу. Мы выбрали второй вариант...

Там, за таежными деревьями, где-то, скрывался от глаз холодный и кристально-чистый Байкал... Я прикладываю видео потому, что вообще, на фото порой не передать то, что можно увидеть на видеосъемке.

Мы спускались по узкому хребту, с обеих сторон была пропасть. Большая часть пути была достаточно легкой, главное не отвлекаться, ступать осторожно. У нас была специальная горная обувь, это обязательно для посещения Большой Байкальской тропы! Местами очень скользко, мелкие камушки проскальзывают под ногами и можно просто слететь в пропасть. Горная обувь нас очень спасла. Думаю, во влажную погоду было бы еще опаснее.

И вот, оно уже показалось из-за гор, озеро Байкал совсем близко...

После этой фотографии я почти не фотографировала, т.к. все мысли были о безопасности. Начался крайне опасный спуск, очень крутой, но ровный, и поэтому скользкий. Местами безопаснее было спускаться, скатываясь как с горки, но при этом не забывая, что с обеих сторон пропасть... В общем, эти 5 минут спуска я никогда не забуду...:)

Путь от начала тропы через тайгу к Байкалу у нас занял час и сорок минут. И вот, мы подошли совсем близко к ступенькам на первый дикий пляж Байкала...

Здесь мы немного передохнули и поняли, что о повороте назад не может быть и речи. По этим крутым подъемам и спускам еще раз идти не хочется. Поэтому только вперед. Вдали виднеются холмы и скалы, которые нам еще предстоит одолеть...

Здесь я впервые ощутила ледяную воду Байкала. Омыть ноги в Байкале - это просто необходимо после утомительной прогулки. Сводит мышцы от ледяной воды... Каменистый одинокий пляж. И здесь начинает казаться невероятным, что ты находишься где-то в Азии, в глубине Сибири, у самого глубокого озера в мире. Появляется ощущение, что находишься на берегу бескрайнего моря. И все-таки, может быть край света можно найти и ближе? Просто нужно найти одинокий морской пляж... У нас в Латвии их много. Но нет! Это не то... Совершенно не то. Наше море другое. У нас - просто море. А озеро Байкал только похоже на море, но на самом деле это сердце Земли,обрамленное холмами и скалами. Одинокие пляжи Байкала труднодоступны, сюда приходят только искатели края и одиночества... Оно такое ледяное... Оно не для развлечений. Оно - для раздумий. Оно - для поисков ответов. И для поиска себя...

Впереди виднеются скалы, по которым нам предстоит пройти...

Передохнув, мы поднялись обратно на тропу.

Здесь мы нашли очередной ручеек, в котором можно напиться и набрать воды. Волонтеры очень много сделали для благоустройства Большой Байкальской тропы. Огромный вклад - деревянные мостики через ручейки и другие непроходимые места. Называется эта речушка "Емельяниха".

И здесь мы как раз выбрали из двух вариантов - самый опасный путь. Здесь была развилка: одна тропа, которая на самом деле является официальной, свернула налево, она ведет через лес. А мы пошли прямо - по опасной тропе, которая ведет по скале по краю обрыва, открывая невероятные виды. Тропа местами очень узкая, 20-30 см в ширину, справа обрыв. Идти нужно очень осторожно. На этой фотографии видно, насколько тропа узкая.

Я иду по краю... Справа пропасть. Держусь за скалу слева, слегка прижимаюсь к ней.

И потрясающие виды Байкала... Бирюзовый оттенок воды, неистовые крики чаек.

Здесь я снимала видео, не смотря в фотоаппарат, а просто придерживая его сбоку в висячем положении, потому, что руки и глаза мне нужны были, чтобы не сорваться со скалы. Но виды Байкала со скал захватывают дух, это стоит того, чтобы заснять, пусть и с косыми горизонтами, и еще раз посмотреть...

Тропа местами расширяется, местами совсем сужается.

Один раз повстречался экстремальный участок тропы, т.е., тропы на нем нет. Тропа заканчивается, далее выступ скалы, за которым тропа снова продолжается. Здесь пришлось представить себя скалолазом и осторожно перелезть выступ.

Но как же радуется душа играющему солнцу в кристальной воде...

Лиственница, обрыв, Байкал, солнечные блики на прозрачной бирюзовой воде...

Оборачиваюсь, чтобы посмотреть, какой невероятный путь по скалам мы уже одолели.

А путь продолжается по узкой тропе, по краю утесов и скал...

На Байкальской тропе мы встречали множество красивых бабочек. Они парят, подлетают очень близко.

И много разных кузнечиков, от маленьких до огромных, размером подобных саранче. Они пугаются наших шагов и  то и дело выскакивают с треском со всех сторон.

Узкая тропа продолжается, по краю, среди диких, невероятно красивых и таких родных цветов...

Следующий одинокий пляж, песчаный, с галькой только у самого озера.

Поднявшись обратно на тропу, мы поняли, что опасный участок закончился и мы подошли к официальной тропе, которая вышла из леса и далее продолжалась вдоль скал, но была уже более безопасна для передвижения. Весь участок опасной тропы у нас занял чуть больше часа.

Далее почти весь путь был более менее безопасным, с широкой тропой. Хотя, были и опасные участки, но их было мало и они длились не долго.

Очень люблю дикие цветы... Оживляют пейзаж и очень радуют глаза. Живописно...

Это речка "Смородовая", очередная возможность наполнить емкость и напиться кристально-чистой воды...

Далее был участок тропы, заваленный камнями. Похоже, здесь нередки обвалы.

Взгляд вверх на скалу, вся в небольших камнях.

Это все же довольно опасно, идти по мелким камням. Нужно ступать осторожно, чтобы камни не посыпались в пропасть из под ног, увлекая тебя за собой...

Волнующийся Байкал где-то внизу...

Далее мы идем по достаточно широкой тропе, справа есть ощущение естественного ограждения.

И вот, особо опасный участок тропы. В принципе, он был не опаснее той неофициальной тропы, по которой мы шли в начале. Просто здесь он обозначен, потому, что обойти его по другой тропе, как тот, нельзя.

Этот участок тянется по краю скалы, с мелкими скользящими под ногами камушками.

Бабочка-аполлон? Или просто похожа...

Обогнув скалу, есть возможность спуститься на очередной пустынный пляж...

Здесь мы прошли примерно половину пути, я почти не устала и готова пройти еще столько же.

Река Средняя...

Иван-чай, он везде. Возможно это запрещено, но я нарвала себе листиков, привезла в Ригу. Теперь у меня есть чистый Байкальский Иван-чай.;)

Остановись. Вспомни. Кто ты? В мире только ОДНО озеро Байкал... Спасибо за эту надпись...

Впереди каменистые берега, омываемые волнами Байкала.

Река Солонцовая. Весь путь от реки Средней до реки Солонцовой был очень прост, в окружении цветов Иван-чая.

Здесь мы повстречали двух молодых людей, высоких и крепких, с палатками за плечами. Поздоровались. Местные люди очень приветливы.
- Здравствуйте. Далеко ли до Больших Котов?
-  Здравствуйте. Километров 5-6.
И вообще, здесь я очень пожалела, что мы не взяли с собой палатку... Можно было дойти да сюда, переночевать в палатке, на следующий день пройти еще столько же. Да, сложно нести палатку, спальные мешки, коврики, еду. Но это стоит того... На Большой Байкальской тропе есть много мест для палаток, со столами и скамейками. Видно, что люди этой возможностью пользуются.

Иван-чай...

Оглядываюсь назад. Пройденный путь впечатляет!

Мы уже совсем близко к поселку Большие Коты. Здесь я уже поняла, что очень устала и поскорее бы уже до него дойти..:) Деревянный мостик - следы цивилизации. Волны очень большие, ветер. Но все так же безлюдно и тихо...

За этим пляжем тропа стала совсем широкой, напоминая проселочную дорогу. Но к этому моменту ноги уже устали невыносимо!:) Поэтому мы шли медленно.

Нет, это еще не пристань поселка Большие Коты. Это научно-исследовательский центр, к которому приближаться нельзя.:)

А это виднеется поселок... И это не лужа, а речка. Из нее, конечно, мы не пили, т.к. она все же больше на лужу походила.:)

Вот и пристань поселка Большие Коты, с которой нам предстоит на теплоходе отправиться в Листвянку.

Теплоход "Комета" в летнее время ходит несколько раз в день по маршруту Листвянка-Большие Коты-Листвянка. Билет мы купили непосредственно на корабле, 450 рублей один билет в один конец. Из Листвянки автобусом далее можно добраться до Иркутска, цена при этом еще 450 рублей, т.е., всего 900 рублей из Больших Котов в Иркутск. К сожалению, точное расписание в интернете мы не нашли, прикладываю примерное расписание, которое действовало на момент нашего путешествия:

Если на теплоход не успеваете, есть возможность снять катер, они постоянно курсируют по тому же маршруту. В информационном центре сказали, что стоит это около 2000 рублей. Мы ожидали, что теплоход "Комета" отвезет нас к причалу, ближайшему к нашему отелю. Но он отвез нас в другой конец поселка Листвянка, я так понимаю, к причалу "Рогатка". Поэтому, уставшие, мы шли еще оттуда несколько км до отеля.:) Зато была возможность пройтись вдоль всего променада поселка, вдоль Байкала. Увидеть весь облик современного российского поселка, променад которого в плачевном состоянии. Ограждения в некоторых местах сломаны, в других местах ограждений совсем нет. Во многих местах отсутствует тротуар и приходится идти по дороге, рядом с едущими машинами. Потом я прочитала, что есть проект по благоустройству Листвянки, ведь это лицо Байкала. Но местные жители против благоустройства, из-за чего руководители и жители никак между собой не могут договориться. В общем, это весело.:) А жители там очень добрые и приветливые.

Немного фотографий второго дня:

Если будет возможность в ближайшие годы, обязательно вернусь сюда с палаткой... Мы летали без детей, на два дня. С дорогой все заняло 3,5 дня. В результате и дети не успели сильно соскучиться, и мы получили массу впечатлений. Многие говорят, что два дня - это мало. Для меня два дня без детей - это очень много. В первый день, пройдя в общей сложности примерно 30 км, мы столько увидели, что готовы уже были ехать домой на следующий день.:) Но на следующий день мы уже просто отдыхали на ближайшем от Листвянки пляже, хоть и не таком безлюдном. С детьми мы столько не прошли бы. Но я мечтаю с детьми туда поехать  на две недели... Лет через пять. С детьми это очень тяжело. Мы хотели поехать с детьми надолго, но когда я узнала, что разница во времени там 5 часов, это даже не обсуждалось больше. Для трехлетнего ребенка это слишком сложно. Конечно, можно было бы несколько первых дней жить так, словно день начинается в 12 дня (по нашему в 7 утра) и заканчивается в 3 часа ночи (по нашему 22:00), но это слишком сложно. Зачем усложнять, если просто можно съездить на два дня?:)
Tags: Россия, мир, путешествия

Posts from This Journal “путешествия” Tag

• На плоту по реке Гауе

Сегодня последний день моего отпуска, и я просто обязана написать еще один, последний пост, о наших летних путешествиях. Этим летом мы ездили в…

• На Куршской косе

В конце апреля мы отправились в путешествие на машине на Куршскую косу (были только на территории Литвы, потому, что в Россию нам нужно аж четыре…

• Перезагрузка

В начале декабря мы на два дня летали в Барселону. Придумали этот побег от реальности всего за месяц до поездки. Смотря на карту, я сразу поняла, что…

• Veczemju klintis

Обожаю осенние холодные и дождливые дни. Они дают нам возможность спокойно сидеть дома и никуда не бежать. Переделать много домашних дел, в перерывах…

• В домиках-бочках

Это лето полно невероятных приключений, но очень сложно найти свободное и спокойное время, чтобы о них написать. Начну, пожалуй, с путешествия в…

• В объятиях моря

В середине июля каким-то фантастическим образом нас занесло в кемпинг с палатками в Мелнсилс. Это невероятно, но собрали вещи мы всего за три часа.…

• Самое настоящее путешествие

Всё лето вспоминала об одной интересной и яркой истории из моей жизни, но не могла никак добраться до фотографий, которые были спрятаны на чердаке.…

• Поездка на Тенерифе

Как известно, в нашей стране в январе холодно. Хоть зима и бывает совершенно без снега, Крещенские лютые морозы всё же наступают каждый год. И вот, в…

• Испания

Испания - это невероятно красивая, добрая страна, в которую хочется вернуться ещё раз. Хотя, раньше мне казалось, что ездить в одну и ту же страну…